Учебный процесс должен развивать интеллект школьников,
воспитывать их волю, развивать эмоциональную сферу, формировать мотивы учения. В
решении этих задач большую роль играют методы обучения.
Какие же из них являются наиболее эффективными:
словесные, наглядные или практические?
Категорично
дать ответ на этот вопрос нельзя, так как
каждый из них по-своему помогает решать задачи обучения, обеспечивает
систематическое и глубокое усвоение теоретических знаний, развивает логику
речи, абстрактное мышление.
В своей
практике я чаще всего отдаю предпочтение методу наглядного обучения в сочетании
с другими.
Начиная
с 5 класса, рекомендую детям завести особую папку, которую для себя мы назвали
«Папочка-выручалочка». Она состоит из нескольких разделов, постепенно
заполняющихся таблицами, схемами,
примерами и алгоритмами. Наиболее
значимыми считаю применение алгоритмов и схем.
Предлагаемые алгоритмы учитывают индивидуальные особенности детей, содержание
материала. Они даются учителем или составляются под его руководством вместе с
учащимися. Не исключается и самостоятельная разработка мини-алгоритмов для
применения конкретного правила. Пункты
такого алгоритма отличаются краткостью и лаконичностью.
Работа по
алгоритму предполагает несколько этапов:
1.
Знакомство с правилом и алгоритмом.
2.
Рассуждение по алгоритму вслух и графическое обозначение орфограммы.
3.
Закрепление изученной орфограммы (использование алгоритма).
При формировании орфографических навыков очень
эффективным считаю использование таблиц-схем.
Эти средства
наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют
быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному
и более прочному.
Понимание обучающих возможностей схемы
приходит к школьнику не сразу. Требуется тщательно продуманная работа особенно
в период, когда дети из начальной школы приходят в 5 класс. Содержание программы в этом классе предполагает изучение большого числа орфографических правил, грамматических понятий. Они не новы для обучаемых, но
недостаточно усвоены ими, а потому
требуют серьёзной работы длительное время. В этом мне помогает большое
разнообразие схем: опорных, ассоциативных,
схем-рисунков, схем-таблиц. Например, при изучении темы: «Имя существительное»,
мы рисуем солнышко, на лучах которого
записываем характерные особенности
данной части речи. В этом случае схема объединяет творческую природу
языка и творческую природу ребенка. Сколько положительных эмоций приносит это
задание учащимся! Пусть и небольшое, но
все-таки самовыражение каждого из них.
При работе со схемой необходимо учитывать
то, что она должна содержать минимальное количество слов, записанных в лаконичной форме, знакомые для учеников графические
обозначения, которые они моментально
"расшифровывают” (знак окончания, суффикса, кружок для обозначения однородных
членов предложения и т.п.) и быть интересной по своей структуре.
Хорошо подобранные специальные задания
помогают научить ребёнка «читать» любую схему и понимать её смысл.
Приведу
в качестве примера некоторые из них:
1.
Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание
словами.
2. Подкрепите
примерами каждое положение схемы.
3.
Попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание орфографического
правила.
4.
Рассмотрите схему. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на это
орфографическое правило? Помогла ли вам ответить на этот вопрос схема?
5. Какие сведения являются главными для этого
орфографического правила? Как они отражены в схеме?
В данном случае работа со схемой учит умению выделять главное
в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления.
Итак, применение алгоритмов, схем, таблиц как форм
наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается
параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала,
сколько ключом к решению практических задач. Это позволяет добиваться высокой активности
учащихся при изучении теоретического материала и готовит их к усвоению
рациональных приемов применения правил.
|