Скажи
мне, и я забуду.
Покажи
мне, - я смогу запомнить.
Позволь
мне это сделать самому,
И
это станет моим навсегда.
Развивающемуся
обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные к сотрудничеству. Для
реализации этой задачи применяю в образовательном процессе современные педагогические технологии, в том числе
информационно-коммуникационные.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет повысить эффективность урока,
оптимизировать процесс обучения.
При удачном и правильном сочетании
применяемых технологий и форм проведения занятий уроки с использованием ИКТ
оказываются очень интересными и для учеников, и для учителя. Так, на уроках и факультативах по
русскому языку и литературе и во внеурочное время использую такие электронные
учебники, как «Русский язык. 1С Репетитор», «Фраза»,
«Страна Лингвиния» и др. Теоретический
материал излагается в них в форме аудио-визуальных интерактивных демонстраций,
которые продублированы в гипертекстовом виде. Демонстрации курсов
сопровождаются тестовыми заданиями, в основном, из экзаменационных вариантов.
Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых или
буквенных выражений. При обучении или
написании сочинения использую электронное пособие «Обучение сочинениям.
Развитие речи», которое содержит теоретические и практические материалы к
занятиям по культуре речи. Творческие упражнения этих разделов используются как
олимпиадные задания. В основе раздела «Обучение сочинениям» лежит «Самоучитель
по написанию сочинений».
Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие задачи:
1) усвоить знания по предмету;
2) систематизировать полученные знания;
3)сформировать навыки самостоятельной работы с учебным
материалом;
4) сформировать мотивацию к учению.
Считаю, что презентация особенно уместна при
изучении новой темы. Это и готовая презентация, и самостоятельно созданная учителем или учащимися. Ученики средних
классов могут приготовить презентации из 7-8 слайдов, старшеклассники - более
объёмные работы, которые
становятся формой зачёта.
Созданные
учителем презентации имеют свои преимущества. Они ориентированы на аудиторию,
учитывающую уровень общего развития класса. При знакомстве с новым материалом на
уроках русского языка создаю презентации, в которых отражаю основные понятия, схемы, образцы применения
орфографического или пунктуационного
правила. Не менее интересно проходят
«разминки» на уроках русского языка и литературы с использованием
видеофрагментов для написания ассоциативного ряда.
На уроках
литературы с использованием ИКТ самыми распространёнными являются уроки
изучения биографии писателя. Они дают возможность применять иллюстративный
материал, который учитель и учащиеся могут найти в Интернете. При этом мы
используем наглядность, различные формы представления информации: музыку, видео-, аудиофайлы. Также
использую электронное пособие виртуальной школы «Кирилл и Мефодий», которое
содержит основополагающие знания по изучаемому курсу, энциклопедические и
хрестоматийные статьи, интерактивные тренажеры. С их помощью
происходит отработка умений и навыков, проверка знаний по отдельным
частям урока, уроку целиком, теме. Результаты тестирования каждого обучающегося
заношу в дневник успеваемости и отслеживаю, что позволяет осуществлять в работе
личностно-ориентированный подход.
Компьютерные
технологии предполагают хорошую возможность для проверки знаний. Широко внедряю
тестирующие программы, электронные
тренажёры. Тестовый контроль даёт возможность быстрее и объективнее, чем при
традиционном способе, выявить уровень знаний обучающихся. С помощью тренажёров
учащийся не только сможет применить
знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой
результат. С 5 класса использую программу
Mouse Mischief (тестирование). Она позволяет создавать
мультипользовательские интерактивные Power Point – презентации, которые
помогут быстро оценить уровень усвоения
материала, проводить фронтальные и индивидуальные тестирования. Учащиеся занимаются с удовольствием, отслеживая свои ответы
на общем экране при помощи разноцветных курсоров мыши (например, робот,
снежинка, гитара и многие другие формы). Работа в «командном режиме»
способствует совместной работе - для выполнения задания все участники команды
должны работать совместно.
Таким образом, опыт показывает, что
применение ИКТ в
преподавании русского языка и литературы
интенсифицирует процесс обучения, повышает мотивацию современного
школьника к знаниям, стимулирует его познавательный интерес.
|