Пятница, 24.01.2025, 22:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне  это сделать самому,

И это станет моим навсегда.

     Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые  люди, способные к сотрудничеству. Для реализации этой задачи применяю в образовательном процессе современные  педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные.  Включение ИКТ в учебный процесс позволяет повысить эффективность урока, оптимизировать процесс обучения.

При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения занятий уроки с использованием ИКТ оказываются очень интересными и для учеников, и для учителя.

Так, на уроках и факультативах по русскому языку и литературе и во внеурочное время использую такие электронные учебники, как «Русский язык. 1С Репетитор»,  «Фраза»,  «Страна Лингвиния»  и др. Теоретический материал излагается в них в форме аудио-визуальных интерактивных демонстраций, которые продублированы в гипертекстовом виде. Демонстрации курсов сопровождаются тестовыми заданиями, в основном, из экзаменационных вариантов. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых или буквенных выражений. При  обучении или написании сочинения использую электронное пособие «Обучение сочинениям. Развитие речи», которое содержит теоретические и практические материалы к занятиям по культуре речи. Творческие упражнения этих разделов используются как олимпиадные задания. В основе раздела «Обучение сочинениям» лежит «Самоучитель по написанию сочинений».  

    Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие задачи:

1) усвоить знания по предмету;

2) систематизировать полученные знания;

3)сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;

4) сформировать мотивацию к учению.

    Считаю, что презентация особенно уместна при изучении новой темы. Это и готовая презентация, и самостоятельно созданная  учителем или учащимися. Ученики средних классов могут  приготовить  презентации из  7-8 слайдов, старшеклассники -  более  объёмные работы, которые  становятся формой зачёта.

    Созданные учителем презентации имеют свои преимущества. Они ориентированы на аудиторию, учитывающую уровень  общего  развития класса.       При знакомстве с новым материалом на уроках русского языка создаю презентации, в которых отражаю  основные понятия, схемы, образцы применения орфографического или пунктуационного  правила. Не менее интересно проходят  «разминки» на уроках русского языка и литературы с использованием видеофрагментов для написания ассоциативного ряда.

   На уроках литературы с использованием ИКТ самыми распространёнными являются уроки изучения биографии писателя. Они дают возможность применять иллюстративный материал, который учитель и учащиеся могут найти в Интернете. При этом мы используем наглядность, различные формы представления   информации: музыку, видео-, аудиофайлы. Также использую электронное пособие виртуальной школы «Кирилл и Мефодий», которое содержит основополагающие знания по изучаемому курсу, энциклопедические и хрестоматийные статьи, интерактивные тренажеры. С их  помощью  происходит отработка умений и навыков, проверка знаний по отдельным частям урока, уроку целиком, теме. Результаты тестирования каждого обучающегося заношу в дневник успеваемости и отслеживаю, что позволяет осуществлять в работе личностно-ориентированный подход. 

    Компьютерные технологии предполагают хорошую возможность для проверки знаний. Широко внедряю тестирующие программы,   электронные тренажёры. Тестовый контроль даёт возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить уровень знаний обучающихся. С помощью тренажёров учащийся не только сможет применить  знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. С 5 класса  использую программу Mouse Mischief  (тестирование). Она позволяет создавать мультипользовательские интерактивные Power Point – презентации, которые помогут  быстро оценить уровень усвоения материала, проводить фронтальные и индивидуальные тестирования. Учащиеся занимаются с удовольствием, отслеживая свои ответы на общем экране при помощи разноцветных курсоров мыши (например, робот, снежинка, гитара и многие другие формы). Работа в «командном режиме» способствует совместной работе - для выполнения задания все участники команды должны работать совместно.

    Таким образом, опыт показывает, что применение  ИКТ  в  преподавании русского языка и литературы  интенсифицирует процесс обучения, повышает мотивацию современного школьника к знаниям, стимулирует его познавательный интерес.

   

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ШНГ (18.04.2013)
Просмотров: 1418 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск