Организация
проектной деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов
современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные
курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные
склонности учеников, что способствует формированию их активной и
самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Этот
метод широко востребован за счет
рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для
решения конкретных проблем.
Формирование исследовательской позиции
учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо
подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно
учить, а учить мыслить». Такие занятия для учащихся – переход в иное
психологическое состояние, это другой стиль общения, ощущение себя в новом
качестве – первооткрывателя, исследователя.
Организация проектной деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема,
цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. В зависимости
от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая,
творческая, ролевая, прикладная – можно выделить следующие типы проектов.
Исследовательские проекты полностью
подчинены логике небольшого исследования (аргументация актуальности избранной
темы; обозначение задач исследования; обязательное выдвижение гипотезы с
последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов). Все, разумеется,
должно полностью соответствовать уровню филологической подготовки школьников
определенного этапа обучения. При этом используются методы современной науки:
лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. В качестве
примера исследовательского проекта можно предложить учащимся 6 класса следующую
тему: «Какие диалектные слова употребляются в той местности, где вы живёте?»,
ребятам 9 класса разработать проекты
«Образы невест в творчестве А.С.Пушкина», «Традиции Н.А.Некрасова в рассказе
А.И.Солженицына «Матрёнин двор», учащимся 10 класса исследовать тему: «Проблема выбора в
произведениях русских писателей 19-го века». В процессе такого труда повышается
уровень интеллектуальной активности
ребят, растёт коммуникативная
компетентность.
Творческие проекты могут быть связаны с содержанием какого-то
произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Необходимо отметить, что они
предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению
результатов. Это могут быть альманахи, видеофильмы, программы праздников. Так, например, учащимися шестого класса разработаны
мини-проекты , связанные с УМК, на
одну из данных тем: «История слова «джинсы», «Берегите природу!», «Словари в
моей жизни».
Ролево-игровые проекты. В них степень творчества очень высокая, но доминирующим видом
деятельности все-таки является ролево-игровая. Участники принимают на себя
определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут
быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или
деловые отношения. Вполне возможно применение данного типа проектной
деятельности на уроках русского языка и
литературы. Так, например, при повторении частей речи в рамках программы 6-го класса можно распределить учащихся на группы той или иной части речи с тем, чтобы они могли опираться на морфологические
признаки слова при решении задач правописания. А если мы обратимся к литературе, то учащимся 5 класса можно предложить проект «Увлекательный
мир басен И.А.Крылова». С ребятами 7 класса отправиться в литературную гостиную «Час
поэзии и души», где одни будут играть роль поэтов, другие заниматься подборкой
литературного материала и музыкального сопровождения.
Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о
каком-либо объекте, явлении. Такие проекты требуют хорошо продуманной
структуры, которая включает в себя: цель
проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ,
базы данных, проведение «мозговой атаки» и т.п.) и презентации.
На уроках русского языка учащимся 6 класса при изучении
темы: «Степени сравнения имён прилагательных» можно предложить
мини-проект: «Сравните села вашего района по величине», используя в своей
работе прилагательные в форме сравнительной степени. Также можно выполнить проект «Происхождение
имён моей семьи»
Практико-ориентированные проекты. В них
особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных
обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации
презентации полученных результатов и
возможных способов их внедрения в практику. На уроках русского языка в 9 классе
при подготовке к ГИА можно предложить проекты
Орфография в алгоритмах к части В» или « Пунктуация без секретов».
В зависимости от предметно-содержательной
стороны можно выделить проекты межпредметные
и монопроекты.
Монопроекты
проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются
наиболее сложные разделы или темы программы. Например, на уроках литературы это
могут быть темы, связанные с изучением теории литературы «Тропы в русской
лирике», или «Простые и вечные истины в
военной прозе», а при изучении русского
языка такие проекты можно использовать при изучении стилистики.
Межпредметные проекты, как правило,
выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, а также
достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или
иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников. Например, такие проекты, как «Английские
омонимы и фразеологизмы и их русские
аналоги», «Особенности перевода лирики И.В.Гёте на русский язык», «Тема любви в
лирике немецких и русских поэтов», «Культурно-историческая роль праздников в
произведениях русских писателей» были разработаны учащимися НОШ и заняли
призовые места в районной
научно-практической конференции «Я познаю мир».
Надо заметить, что возрастные интересы и
потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так, учащиеся 5 -
6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют
большую склонность к ролевым и игровым проектам, а ребята 7 – 8 классов любят работать над
практико-ориентированными проектами – их уже значительный школьный опыт гарантирует
успех в такой работе. Старшие подростки, учащиеся 9-х и 10-х классов, успешно
справляются с исследовательскими проектами, у них достаточно развито теоретическое мышление и
есть интерес к исследовательской работе. Ну и практически все учащиеся 5 – 10
классов охотно выполняют творческие проекты. Многообразие типов проектов дает
возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков
в интересной для них форме.
Таким образом, проектная деятельность – один
из лучших способов для совмещения современных информационных технологий,
личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
|