Каталог статей
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (5 класс)
Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 5 класса МКОУ Каменская СОШ№1с УИОП составлена Шафоростовой Натальей Григорьевной на основе федерального компонента Государственного стандарта, Примерной программы (основного) общего образования по русскому к учебникам для 5-9 классов (М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский 2010 г) Программа создана в соответствии с календарно-тематическим планированием согласно приказа от 27 июля 2012 года№760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» рассчитана на 210 часов. (35 недель ,6 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Курс русского языка для V класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их двух тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения русскому языку Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. применение знаний и умений в жизни.
Формы и средства контроля Формы промежуточной и итоговой аттестации в 5-ом классе следующие: - диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Прове¬ряю себя»); - тест; - проверочная работа с выборочным ответом; - комплексный анализ текста; - подробное и выборочное изложение; - сочинение - описание картины - сочинение по картинкам - сочинение-рассказ на свободную тему;
Всего контрольных диктантов- 8
Контрольных сочинений- 2
Контрольных изложений -2
Содержание тем учебного курса Раздел. Тема. Общее количество часов Число практических работ Примечание Язык- важнейшее средство общения (2+1) - 3 1 Повторение пройденного в I-IV классах (17+3) - 20 3 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (29+7) - 36 7 Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография ( (15+3) - 18 3 Лексика. Культура речи (8+2) - 10 2 Морфемика. Орфография. Культура речи. (22+4) - 26 4 Морфология. Орфография. Кульрура речи. Самостоятельные и служебные части речи (1) Имя существительное (20+4) - 24 4 Имя прилагательное (12+4) - 16 4 Глагол (36+6) - 42 6 Повторение и систематизация пройденного (6+2) - 8 2
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса основной школы по русскому языку Учащиеся должны: знать/понимать определения основных изученных в 5 классе языковых явлений, ре-чеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры; уметь: Речевая деятельность Аудирование: - дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; - фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа; - определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной раз¬новидности языка; - рецензировать устный ответ учащегося; - задавать вопросы по прослушанному тексту; - отвечать на вопросы по содержанию текста; - слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения; Чтение: - прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпи¬графа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста; - используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей; - при необходимости переходить на изучающее чтение; - читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах; Говорение: - пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора ис¬ходного текста; - вести репортаж о школьной жизни; .. - строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; - создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; - составлять инструкции по применению того или иного правила; - принимать участие в диалогах различных видов; - адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.; Письмо: - пересказывать фрагмент прослушанного текста; - пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; - создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравни¬тельную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии; - писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для пуб¬лицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.); - составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию; ТЕКСТ: - находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок; - распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языко¬вые и речевые средства воздействия на читателя; Фонетика и орфоэпия: - правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; Морфемика и словообразование: - разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; - разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; - пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; Лексикология и фразеология: - разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их опре¬делять; - пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.); - оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания; - находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, осно¬ванные на лексических возможностях русского языка; Морфология: - распознавать части речи и их формы; - соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, поль¬зоваться словарем грамматических трудностей; - опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа; Орфография: - применять орфографические правила; Синтаксис и пунктуация: - опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; - различать простые предложения разных видов - выразительно читать простые предложения изученных конструкций; - проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при про¬ведении синтаксического и пунктуационного разбора; - использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази¬тельности речи; - владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуа¬ции, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Учебно – методическая литература. Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку. 5-9 классы. Авторы: М Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2010 год
Базовый учебник: Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Авторы: Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов и др. Москва. «Просвещение» 2006-2009
|
Категория: Русский язык | Добавил: ШНГ (02.04.2013)
|
Просмотров: 3270 | Комментарии: 5
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|