Пятница, 17.05.2024, 16:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Каталог статей

Главная » Статьи » ЕГЭ » Русский язык

Подготовка к ЕГЭ. Задание В8.
Задание В8
Анализ средств выразительности

Обратите внимание!
Тропы
Звукопись – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира: свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т.д.
Аллитерация – это приём усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих согласных звуков.
Ассонанс – это приём усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих гласных звуков.
Эпитет -  Это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.
Сравнение – это троп, при котором характеристика одного предмета (качества, лица) даётся через сопоставление его с другим предметом (веществом, лицом).    
    Обычно сравнение выражается с помощью слов как, будто, словно, похоже, наподобие и т.д.
    В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нём называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия, лица).
Например: И зарево, как вечный метеор,
                   Играя в облаках, пугает взор. (М.Ю.Лермонтов
Метафора. – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-то признаку. В результате такого переноса создаётся художественный образ.
Олицетворение – это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явление природы, предметы и понятия.
    Чаще всего олицетворения используются при описании природ.

 Гипербола – это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н.В.Гоголь).
    Слово «литота» по-гречески обозначает «простота».
 Литота – это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н.А.Некрасов).

 Метонимия – это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Метонимия может связывать следующие пары понятий:
1.    вещь, предмет – материал, из которого сделана вещь (не то на серебре – на золоте едал)
2.    содержимое – содержащее (Я три тарелки съел)
3.    носитель свойства – свойство  (Театр уж полон; ложи блещут;
                                                            Партер и кресла – всё кипит) (А.С.Пушкин)
4.    творение – творец (Читать Чехова)
Синекдоха – разновидность метонимии, фигура, состоящая в переносе     наименований:
1.    меньшего вместо большего   (единственное число вместо множественного)
                                                      (К нему и птица не летит
                                                      И зверь нейдёт. (А.С.Пушкин)
2. большего вместо меньшего  (множественное число вместо единственного)
Перифраз – это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или   словосочетания: голубая планета = Земля; старуха с косой = смерть; Небесный отец = Бог.
Синонимы – слова одной и той же части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличаются друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый – отважный; бежать – мчаться; глаза – очи)
 Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина – ложь; добро – зло; отвратительно – замечательно).
 На использовании антонимов основан специальный приём – АНТИТЕЗА.

Омонимы – это слова, совпадающие по форме, но имеющие различные значения (брак – брак, брань – брань).
Омофоны – слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению и написанию (компания – кампания, седеть – сидеть, грипп – гриб).
Омографы – слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и произношению (мУка – мукА, домА – дОма, зАмок – замОк).
Омоформы – слова, совпадающие по звучанию и написанию лишь в отдельных формах (мой дом – мой руки,  стих ветер – выучи стих; лечу на самолёте – лечу больных).
Паронимы – слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения (индивидуальность – индивидуализм, дымный – дымовой, шумный – шумливый, плата – выплата).
Фразеологические обороты (=идиомы).
Фразеологизмы – воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение  доминирует над значениями составляющих компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора).


Обратите внимание!

Синтаксические средства выразительности (фигуры):

риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие (=полисиндетон), бессоюзие (=асиндетон), эллипсис, инверсия, парцелляция, оксюморон, антитеза, градация, оксюморон, именительный темы.

Риторический вопрос – это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь читателя к тому или иному явлению:
Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью
Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) - это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена сложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.
Анафора (от греческого восхождение, подъем), или единоначатие -  это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений
Эпифора (от греческого - добавка, конечное предложение периода) - это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений
Подхват - это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:
 Повалился он на холодный снег.
На холодный снег, будто сосенка.
Будто сосенка во сыром бору (М.Ю.Лермонтов).
Параллелизм (синтаксический параллелизм) (от греч. — идущий рядом) –
тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, - которые, соотносясь, создают единый образ:
 Гляжу на будущность с боязнью,
    Гляжу на прошлое с тоской... (М.Ю. Лермонтов);
Многосоюзие (полисиндетон) - избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство:

1) Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудесна она сама, эта дорога (Н.В.Гоголь);
 Бессоюзие (асиндетон) - намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения:
1) Мелькают мимо будки, бабы,
   Мальчишки, лавки, фонари,
   Дворцы, сады, монастыри... (А.С.Пушкин);
 Эллипсис (от греческого - недостаток, нехватка) - стилистический прием, состоящий в намеренном (отклоняющемся от нейтральной нормы) пропуске какого-либо члена или части предложения:     - Вот я тебя палашом! - кричал скакавший навстречу фельдъегерь усами в аршин (Н.В.Гоголь);
Инверсия (от лат. – перестановка, переворачивание) – это изменение обычного порядка          слов в предложении
Парцелляция (от франц. - частица) - стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц - фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие.
Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский
Градация - (от. лат. - постепенное повышение, усиление) - прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
 ) Я звал тебя, но ты не оглянулась,
   Я слезы лил, но ты не снизошла (А.А. Блок
Антитеза (греч. - противоположение) - это оборотов котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы - общеязыковые и контекстуальные:  Ты богат, я очень беден.
 Оксюморон (от греч. - остроумно-глупое) - это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина
   Именительный темы (сегментированная синтаксическая конструкция) - это стилистическая фигура, представляющая собой разде¬ленное на две части построение, в котором первая часть обозначает актуальное для говорящего или пишущего понятие («тему» сообщения), вторая часть содержит какое-либо высказывание по поводу пенного понятия. Первая часть именительного темы может быть представлена словом, сочетанием слов, предложением или даже несколькими предложениями:
 Москва! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова (Л. М. Леонов);
 

















Решите самостоятельно

Тест 1
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.




1.А Васька слушает да ест. (И.А Крылов)
2.Лес словно терем расписной. (И.Бунин)
3.Пустых небес прозрачное стекло. (А.Ахматова)
4.Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана. (М.Лермонтов)
5.Перо его местию дышит. (А.К.Толстой)
6.Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)
7.Мальчик с пальчик.
8.Клянусь я первым днем творенья,
   Клянусь его последним днем,
   Клянусь позором преступленья
   И вечной правды торжеством…
                                ( М.Лермонтов)
9.Я царь - я раб, я червь- я Бог!
                                (Г.Державин)
10.Принес он смертную смолу
    Да ветвь с увядшими листами.
                                ( А.Пушкин)  
11.Живой труп. ( Л.Толстой)
12.Под полозьями поле скрипит,
    Под дугой колокольчик гремит.
                                     (Я.Полонский).
13.Жизни мышья беготня…
    Что тревожишь ты меня?
                                       ( А.Пушкин).
14.Пусть бандой окружат нанятой…
                                        ( В.Маяковский).
15. Грохот за грохотом ломал небо,
      Широко и шумно шел дождь.
                                         (В.Набоков).

Тест 2
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.



1. Я вижу молнии из мглы
   И морок мраморного грома…  ( А.Белый)
2.Суровою зимой я более доволен.  (А.Пушкин)
3.Долги повисли надо мной домокловым мечом.  (В.Пикуль)
4. «Трепач ты, Федька!»- разозлился Гаврик. (Короленко).
5.Остался ты, брат, у разбитого корыта. (А.Дворкин).
6.Под ним струя светлей лазури. (М.Лермонтов)
7.Мы пойдем ломить стеною. (М.Лермонтов)
8.(Лиса Ослу) Отколе , умная , бредешь ты, голова?  (И.Крылов)
9.Богатырский конь через лес перепрыгивает. ( Былина).
10.Степям и дорогам не кончен счет;
     Камням и порогам не найден счет. (Э.Багрицкий).
11.Принес - и  ослабел, и лег
     Под сводом шалаша на лыки,
     И умер бедный раб у ног   (А.Пушкин).
12.   С кем  мне поделиться
        Той грустной радостью,   (С.Есенин)
13.Земля-владычица! К тебе чело склонил я. (В.Соловьев).
14.Купил Репина, принес Гоголя.
15.Швед, русский- колет, рубит, режет…
                                                       (А.Пушкин).    

 
Тест 3.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
   И приветствую звоном щита!
                                         (А.Блок).
2.Вдали, в долине играют Грига.
                                          (И.Северянин)
3.Смуглый отрок бродил по аллеям,
   У озерных грустил берегов,
   И столетия мы лелеем
   Еле слышный шелест шагов…
                                             (А.Ахматова).
4.Идут дожди, висят лохматые серые тучи.
                                             (С.Антонов).
5.Солнце золотило верхушки деревьев.
                                             (Соколов- Микитов).
6.Лес поет.

7.Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит.
                                               (Н.Некрасов).      
8.Люблю тебя, Петра творенье.

9.Тонко, но крепко, как ниткой суровой,
   Он связан с этой зимой суровой…
                                                (Б.Слуцкий).
10.Ленивый боится при деле труда,
    а праздный не терпит самого дела.
                                                (Д.Фонвизин).
11.Не дорого начало, а похвален конец.
                                                (Пословица).
12.Где умному горе, там дураку веселье.
                                                (Пословица).
13.По морям, играя, носится
    С миноносцем миноносица.
    Льнет, как будто к меду осочка,
    К миноносцу миноносица.
                                                (В.Маяковский).
14.А Васька слушает, да ест.
                                                 (И.Крылов)
15.Отговорила роща золотая
     Березовым веселым языком.
                                                  (С.Есенин).
 
Тест 4.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.



1.Беспечно смеется иволга.

2.Промороженные до звонкой ломкости, скачут листья, собираясь в шумные вороха.
                                               (Л.Леонов).
3.Мать русских городов - сердце России.

4.Все перемелется? Будет мукой?
   Нет,  лучше мукой!
                                                (М.Цветаева).
5.Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души.
                                                  (Д.Фонвизин).
6.Умей видеть великое в малом.

7.Не по чину берешь!
                                                    (Н.Гоголь).
8.Величавая ширина Днепра…
                                                     (Н.Гоголь).
9.Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
                                                      (Б.Горбатов).
10.Не то на серебре, на золоте едал!
                                                      (А.Грибоедов).
11….Черноглазую девицу,
      Черногривого коня!
                                                       (М.Лермонтов).
12.Где стол был яств, там гроб стоит.
                                                       (Г.Державин).
13.В сто сорок солнц закат пылая.
                                                       (В.Маяковский).
14.Пришел, увидел, победил.
                                                        (Ю.Цезарь).
15.Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства.
                                                         (Е.Коптяева)



 
Тест 5.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Снег сказал:
  -Когда я стаю,
   Станет речка голубей,
   Потечет, качая стаю
   Отраженных голубей…
                                (Я.Козловский).
2.Страна рабов, страна господ.
                                (М.Лермонтов).
3.Не ветер бушует над бором,
   Не с гор побежали ручьи-
   Мороз- воевода дозором
   Обходит владенья свои.
                                 (Н.Некрасов).
4.Завод решил работать.

5.Не напрасно дули ветры,
  Не напрасно шла гроза.
                                  (С.Есенин).
6.Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
                                     (Аксаков).
7.Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.
                                     (И.Неверов).
8.Мужичок с ноготок.
9.Тут сгорел мой приятель со стыда.
                                      (И.Тургенев)
10.Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
                                      (М.Горький).    
11.Ну, скушай еще тарелочку, милый!
                                       (И.Крылов).   
12.Горькая радость победы.

13.О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?
                                         (Ф.Тютчев).
14.Твой ум глубок, что море.
     Твой дух высок, что горы.
                                           (В.Брюсов)
15. (О Байроне). Певец Гяура и Жуана.
    .                                       (А.Пушкин).
 
Ключи

ТЕСТ 1
1.Авторский фразеологизм (афоризм, «крылатое выражение»)
2.Сравнение (прямое)
3.Метафора
4.Олицетворение
5.Метонимия
6.Синекдоха
7.Литота
8.Анафора
9.Антитеза
10.Градация (нисходящая)
11.Оксюморон
12.Параллелизм
13.Риторический вопрос
14.Инверсия
15.Звукоподражание

ТЕСТ 2
1.Аллитерация
2.Ассонанс
3.Фразеологизм
4.Просторечное слово
5. Авторский фразеологизм (афоризм, «крылатое выражение»)
6.Сравнение (прямое)
7. .Метафора
8.Ирония
9.Гипербола
10.Эпифора
11.Градация (восходящая)
12.Оксюморон
13.Риторическое обращение
14.Метонимия
15.Синекдоха

ТЕСТ 3
1.Риторическое восклицание
2.Звуковые повторы
3.Звукопись
4.Эпитет
5.Метафора
6.Метонимия
7.Сравнение
8.Перифраз
9.Омонимы
10.Синонимы
11.Антонимы
12.Антонимы
13.Неологизмы
14.Авторский фразеологизм (афоризм, «крылатое выражение»)
15Метафорический эпитет
ТЕСТ 4

1.Эпитет
2.Метафора
3.Перифраз
4.Омонимы (омографы)
5.Синонимы
6.Антонимы
7. Авторский фразеологизм (афоризм, «крылатое выражение»)
8.Эпитет
9.Сравнение
10.Метонимия
11.Анафора (морфемная)
12.Антитеза
13.Гипербола
14.Градация (восходящая)
15.Инверсия (главных членов)








ТЕСТ 5

1.Омонимы
2.Антитеза
3.Сравнение (отрицательное)
4.Метонимия
5.Анафора (лексическая)
6.Градация (восходящая)
7.Инверсия (согласованных определений)
8.Литота
9.Инверсия
10.Развернутая метафора
11.Метонимия
12.Оксюморон
13.Олицетворение
14.Параллелизм
15.Перифраз






    


Категория: Русский язык | Добавил: ШНГ (02.04.2013)
Просмотров: 7746 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск