« Второстепенные члены предложения»
Вариант -1.
1. Укажите верное утверждение.
Дополнение:
а) второстепенный член предложения,
обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений;
б)
второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства,
при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени,
причине, цели, образе действия;
в)
главный член двусоставного предложения, который обозначает действие;
г) второстепенный член предложения, который
обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.
2.
Обстоятельства подчёркиваются:
а) одной
чертой;
б)
пунктирной линией с точками;
в) волнистой линией;
г) чёрточками.
3.
Приложение может быть выражено только:
а) личным глаголом;
б)
именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже;
в) прилагательным;
г) местоимением.
4. В этом
предложении нет определения:
а) Страшны ночные голоса.
б) Это всё дневные радости.
в) Живое замерзает в лёд.
г)
Декабрь нет-нет и скуёт неглубокий ещё снег предательским настом.
5. В
этом примере есть приложение:
а) С давних времён люди мечтали о том, чтобы
управлять силами природы.
б) Фабрика «Акконд» выпустила новые конфеты.
в) Ещё в древности люди заметили, что
некоторые звёзды образуют на небе причудливые фигуры, которые они называли
созвездиями.
г) В
класс вошёл маленький, худенький мальчик, держа под рукой кипу нот.
6. Укажите предложение, в котором есть прямое
дополнение:
а) Мы простились со стариком и двинулись
назад.
б) За урок я получил пятёрку.
и) Любопытно бывает понаблюдать за птицами, г)
11е перестаю ему удивляться.
7. В
этом предложении есть обстоятельство причины:
а) Спросонья она даже не поняла, кто пришёл.
б) Они улетели в более укромное место.
в) И только маленький глупый цыплёнок сидел
под большим лопухом и дрожал.
г)
Хозяйка сушила бельё во дворе, на воздухе вольном, на летней жаре.
8. В
этом предложении есть несогласованное определение:
а) Ребята выбежали на широкую улицу.
б) Зелёная от злости волна обрушивается на
берег.
в) Шестые сутки идёт дождь.
г) Я вдруг увидел её глаза.
9. В
этом предложении есть обстоятельство уступки:
а) Но в
то памятное утро ветер неожиданно переменил направление.
б) Несмотря на раннее утро, все уже собрались.
в) Нельзя было носа показать из-за дождей.
г) Ближе к вечеру небо затянуло тучами.
10.
Укажите пример с ошибкой:
а)
Кислая и очень полезная ягода
клюква растёт в болотах летом, а собирают её поздней осенью.
б) В глухих местах живёт огромная птица —
глухарь.
в) Лось, выбрасывая вперед ноги-ходули,
помчался легко по вязкому болоту, как мчится по сухой тропинке заяц-русак.
г) Юннатам хорошо известна красавица мальва.
Вариант -2.
1. Укажите
верное утверждение.
Определение:
а) второстепенный член предложения,
обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений;
б)
второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства,
при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени,
причине, цели, образе действия;
в)
главный член двусоставного предложения, который обозначает действие;
г) второстепенный член предложения, который
обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.
2.
Приложение подчёркивается:
а) одной чертой;
б) двумя чертами;
в) чёрточками;
г) волнистой линией.
3.
Обстоятельства отвечают на вопросы:
а) косвенных падежей;
б) какой, какая;
в) где, куда, откуда;
г) что делать, что сделать.
4. В
каком предложении есть дополнение?
а) Тёплая сырая ночь ворочалась под окнами.
б) Она
искала что-то в орешнике, пришёптывала, ворожила.
в) Она прошла вперёд.
г) Но, в общем, он танцевал вполне прилично.
5. Укажите, в каком предложении есть
обстоятельство времени:
а) Пловец с усталости в сон крепкий
провалился.
б) Весь день лил дождь.
в) Редкая птица долетит до середины Днепра.
г) Друзья! К чему весь этот шум.
6. В
этом предложении определение выражено глаголом:
а) Жизнь леса идёт незримо для не умеющих
слушать и видеть.
б) Уже и деревья нарядились в полный лист и не
успели запылиться.
в) Наконец готово гнездо величиной с кулак.
г) У меня появилось желание выкупаться в этой
воде.
7. Укажите предложение, в котором есть косвенное
дополнение:
а) И ещё я очень полюбила костры.
б) Сашка увлекался коллекционированием
значков.
в) Ребята разожгли костёр.
г) Он вдруг увидел эти прекрасные глаза.
8. В
этом предложении стоит дефис:
а) В комнате осталась только сестра Ольга.
б) Мы приехали в город Санкт-Петербург.
в) Врач офтальмолог выписал рецепт.
г) На
уроке литературы мы читали повесть Пушкина «Метель».
9. В этом предложении одно и то же слово может
быть определением и дополнением:
а) Быстрая лодка, обманув волну, гордо уйдёт к
катеру.
б) Украшенная ёлка сверкает разноцветными
огоньками.
в) Вот какой был построен самый первый дом в
тундре, на вечной мерзлоте.
г) Мне пришла в голову мысль о бегстве.
10.
Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом:
а) Мне нравится его бесстрашная правдивость.
б) Я учил его плавать.
в) Сегодня у меня появилось желание сделать
зарядку.
г) Ей всё время хотелось сделать что-то
доброе.
Вариант -3.
1.
Укажите верное утверждение.
Приложение:
а) второстепенный член предложения,
обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений;
б)
второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства,
при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени,
причине, цели, образе действия;
в)
особая группа определений, выраженных именем существительным,
согласованным с определяемым словом в падеже;
г) второстепенный член предложения, который
обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.
2.
Определение подчёркиваются:
а)
одной чертой;
б)
чёрточками;
в) двумя
чертами;
г) волнистой линией.
3. Дополнение
отвечает на вопросы:
а) кто
и что;
б)
какой, какая, какое, какие;
в)
косвенных падежей;
г) где,
куда, откуда.
4. В этом предложении есть обстоятельство образа
действия:
а) Я
читал запоем.
б) В полдень прошло по мосту стадо.
в) Он очень начитанный человек.
г) Ещё сильнее зажужжали на липовых цветах
пчёлы.
5. В
этом предложении есть определение (-я):
а) Минуту она стояла неподвижно.
б) Старые ели сияли гроздьями зрелых шишек.
в) Удивителен он не только красотой.
г) Всем хороша липа: красива, долговечна
6. В этом сочетании слов приложением является
нарицательное существительное:
а) озеро Байкал;
б) доктор Иванова;
в) река Волга;
г) город Москва.
7. Укажите предложение, в котором есть
согласованное определение:
а) Разбушевавшаяся стихия наводила ужас.
б) Недалеко был виден домик сторожа.
в) В доме побольше жили родители.
г) Из подъезда вышла женщина лет пятидесяти.
8. В этом предложении есть обстоятельство
цели:
а) В такой ливень надо бегать босиком по
лужам.
б) По
земле шагает осень-гостья и разносит радость по домам.
в) Мальчишка сделал это нарочно.
г) Ещё" много в тайге дорог нехоженых.
9.
Укажите пример с ошибкой:
а) По
наблюдениям учёных лесорубов некоторые дубы живут до тысячи лет.
б)
М.Ю. Лермонтовым было написано стихотворение «Парус».
в)
Маленькая речка Бездна протекает в
Алатырском районе.
г) Старый заяц-беляк ковылял в густом ельнике.
10. В
этом предложении есть обстоятельство условия:
а) Почуя серого так близко забияку, псы
залились в хлеву в лезут в драку.
б) По улицам слона водили, как видно, напоказ.
в) Сели ужинать как в прежние годы.
г) Наконец, ещё при большей скорости тело
может навсегда уйти из Солнечной системы в мировое пространство
|