Вторник, 21.05.2024, 11:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование алгоритмов и таблиц на уроках русского языка

Учебный процесс должен развивать интеллект школьников, воспитывать их волю, развивать эмоциональную сферу, формировать мотивы учения. В решении этих задач большую роль играют методы обучения.

    Какие же  из них являются наиболее эффективными: словесные, наглядные или практические?

    Категорично дать ответ на этот вопрос нельзя, так как  каждый из них по-своему помогает решать задачи обучения, обеспечивает систематическое и глубокое усвоение теоретических знаний, развивает логику речи, абстрактное мышление.  

 В своей практике я чаще всего отдаю предпочтение методу наглядного обучения в сочетании с другими.

    Начиная с 5 класса, рекомендую детям завести особую папку, которую для себя мы назвали «Папочка-выручалочка». Она состоит из нескольких разделов, постепенно заполняющихся таблицами, схемами,  примерами и алгоритмами.  Наиболее значимыми считаю применение алгоритмов и схем.

   Предлагаемые алгоритмы учитывают  индивидуальные особенности детей, содержание материала. Они даются  учителем или  составляются под его руководством вместе с учащимися. Не исключается и самостоятельная разработка мини-алгоритмов для применения конкретного правила.  Пункты такого алгоритма отличаются краткостью и лаконичностью.

Работа по алгоритму предполагает несколько этапов:

1. Знакомство с правилом и алгоритмом.

2. Рассуждение по алгоритму вслух и графическое обозначение орфограммы.

3. Закрепление изученной орфограммы (использование алгоритма).

    При формировании орфографических навыков очень эффективным  считаю использование  таблиц-схем.

    Эти средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному.

    Понимание обучающих возможностей схемы приходит к школьнику не сразу. Требуется тщательно продуманная работа особенно в период, когда дети из начальной школы приходят в 5 класс.  Содержание программы в этом  классе предполагает изучение большого числа  орфографических правил, грамматических  понятий. Они не новы для обучаемых, но недостаточно усвоены  ими, а потому требуют  серьёзной работы  длительное время. В этом мне помогает большое разнообразие схем: опорных,  ассоциативных, схем-рисунков, схем-таблиц. Например, при изучении темы: «Имя существительное», мы рисуем солнышко, на  лучах которого записываем характерные особенности  данной части речи.  В этом  случае схема объединяет творческую природу языка  и творческую природу ребенка.  Сколько положительных эмоций приносит это задание учащимся! Пусть и  небольшое, но все-таки самовыражение каждого из них.

   При работе со схемой необходимо учитывать то, что она должна содержать минимальное количество слов, записанных в  лаконичной форме, знакомые для учеников графические обозначения, которые они  моментально "расшифровывают” (знак окончания, суффикса, кружок для обозначения однородных членов предложения и т.п.) и быть интересной по своей структуре.

 Хорошо подобранные специальные задания помогают научить ребёнка «читать» любую схему и понимать её смысл.     

Приведу в качестве примера некоторые из них:

   1. Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами.

   2. Подкрепите примерами каждое положение схемы.

   3. Попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание орфографического правила.

   4. Рассмотрите схему. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на это орфографическое правило? Помогла ли вам ответить на этот вопрос схема?

5. Какие сведения являются главными для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?

  В данном случае  работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления.

    Итак,  применение алгоритмов, схем, таблиц как форм наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач. Это  позволяет добиваться высокой активности учащихся при изучении теоретического материала и готовит их к усвоению рациональных приемов применения правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ШНГ (28.03.2013)
Просмотров: 2223 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск