Вторник, 21.05.2024, 09:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и  литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Этот метод широко востребован  за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

   Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя.

   Организация проектной деятельности  имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план  действия, результаты, рефлексия. В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая, прикладная – можно выделить следующие типы проектов.

   Исследовательские проекты полностью подчинены логике небольшого исследования (аргументация актуальности избранной темы; обозначение задач исследования; обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов). Все, разумеется, должно полностью соответствовать уровню филологической подготовки школьников определенного этапа обучения. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. В качестве примера исследовательского проекта можно предложить учащимся 6 класса следующую тему: «Какие диалектные слова употребляются в той местности, где вы живёте?», ребятам 9  класса разработать проекты «Образы невест в творчестве А.С.Пушкина», «Традиции Н.А.Некрасова в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор», учащимся 10  класса исследовать тему: «Проблема выбора в произведениях русских писателей 19-го века». В процессе такого труда повышается уровень интеллектуальной  активности ребят, растёт  коммуникативная компетентность.

   Творческие проекты  могут быть связаны с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Необходимо отметить, что они предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, видеофильмы, программы праздников.  Так, например, учащимися шестого класса  разработаны    мини-проекты , связанные с УМК, на одну из данных тем: «История слова «джинсы», «Берегите природу!», «Словари в моей жизни».

   Ролево-игровые проекты. В них  степень творчества  очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Вполне возможно применение данного типа проектной деятельности  на уроках русского языка и литературы. Так, например, при повторении  частей речи в рамках программы  6-го класса можно распределить   учащихся  на группы той или иной части речи с тем,  чтобы они могли опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания. А если мы обратимся  к литературе, то учащимся 5  класса можно предложить проект «Увлекательный мир  басен  И.А.Крылова». С ребятами 7 класса  отправиться в литературную гостиную «Час поэзии и души», где одни будут играть роль поэтов, другие заниматься подборкой литературного материала и музыкального сопровождения.

   Информационные проекты   изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, которая  включает в себя: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, проведение «мозговой атаки» и т.п.) и  презентации.  На уроках русского языка учащимся 6 класса при  изучении  темы: «Степени сравнения имён прилагательных» можно предложить мини-проект: «Сравните села вашего района по величине», используя в своей работе прилагательные в форме сравнительной степени.  Также можно выполнить проект «Происхождение имён моей семьи»  

   Практико-ориентированные проекты. В них особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных  результатов и возможных способов их внедрения в практику. На уроках русского языка в 9 классе при подготовке к ГИА можно предложить проекты  Орфография в алгоритмах к части В» или « Пунктуация без секретов».

   В зависимости от предметно-содержательной стороны можно выделить  проекты межпредметные и монопроекты.

   Монопроекты  проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Например, на уроках литературы это могут быть темы, связанные с изучением теории литературы «Тропы в русской лирике», или  «Простые и вечные истины в военной прозе», а при  изучении русского языка такие проекты можно использовать при изучении  стилистики.

   Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников.  Например, такие проекты, как «Английские омонимы и фразеологизмы  и их русские аналоги», «Особенности перевода лирики И.В.Гёте на русский язык», «Тема любви в лирике немецких и русских поэтов», «Культурно-историческая роль праздников в произведениях русских писателей» были разработаны учащимися НОШ и заняли призовые места в районной  научно-практической конференции «Я познаю мир».  

   Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так, учащиеся 5 - 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам, а ребята  7 – 8 классов любят работать над практико-ориентированными проектами – их уже значительный школьный опыт гарантирует успех в такой работе. Старшие подростки, учащиеся 9-х и 10-х классов, успешно справляются с исследовательскими проектами, у них  достаточно развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. Ну и практически все учащиеся 5 – 10 классов охотно выполняют творческие проекты. Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме.

   Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной  работы учащихся.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ШНГ (28.03.2013)
Просмотров: 1947 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск