Вторник, 21.05.2024, 12:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Каталог статей

Главная » Статьи » Планирование » Русский язык

Урок по теме «Правописание О – Е после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц в окончаниях существительных».

Цели

Личностные: 

  • Осознание алгоритма успешного учебного действия.
  • Осознание практической важности данного правила.
  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Регулятивные

  • Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

 Предметные

  • Уметь правильно писать О – Е после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц в окончаниях существительных в тексте и применять данное правило на практике.

Тип урока                

Урок-игра «Умники и умницы»

Формы работы учащихся       

Коллективная и  групповая работа

 

Необходимое техническое оборудование       

Компьютеры, проектор, экран, голосовая система, авторский медиапродукт (презентация) 

Педагогическая технология

Игровая

 

Ход урока:

I этап урока.  Организационный момент.

  Звучит заставка киножурнала «Умники и умницы»

Добрый день, дорогие знатоки.

 Мы начинаем нашу телепередачу - игру «Самый грамотный», и с вами буду я, режиссер нашей программы, Шафоростова Наталья Григорьевна, а вы будете сегодня моими сотрудниками и помощниками. Формула успеха нашей телепередачи: улыбка, настроение, вера в себя и результат.

Прежде чем мы начнём игру, прочитайте условия.

Условия игры:

1.Работа в командах - группах. Выполнение заданий на листах знаний.

 Работая группами в различных рубриках, вы примерите на себя роли людей разных профессий, работающих в сфере телевидения и СМИ.

2. Экспертами сегодня будут те, кто на прошлом уроке, выполняя теоретический диктант, набрал наибольшее количество баллов: (группа ребят из 5 человек)

 Остальные распределите роли в своей группе: кто-то будет хранителем времени, оформителем, мастером идей, спикером. Вспомните правила работы в группах.

3. За каждое правильно выполненное задание на карточках   команда - группа получает вознаграждение -  накопительные баллы (медальки зеленого цвета). Стоимость зеленой медали -1 балл. Эти результаты эксперты будут заносить в табель достижений.

4.За каждый дополнительный вопрос, заданный учителем, предоставляются подарочные бонусы (медальки красного цвета).  Стоимость подарочного бонуса тоже 1 балл. Та группа, которая победит, будет признана самой грамотной и получит кубок.

??? Но где же он? Раздаётся СМС, в которой написано: «Внимание, внимание, сова Магдалена спрятала кубок и отдаст его только тогда и тому, кто в финале игры выполнит её задание».  Знатоки, в путь. 

II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

         Начинаем  нашу телепередачу с рубрики «Актуальные события».

- Итак, задание 1. Вы - детективы. 

 -Магдалена  захотела  вскрыть наш «Сундучок знаний» и взломала кодовые слова, они рассыпались. У вас на парте отдельные буквы. За минуту вы должны собрать своё кодовое слово и открыть сундучок. У каждой группы это своё слово. Это слова плечОм,  товарищЕм, багажОм, блюдцЕм, плащОм.

-  Почему в о одном слове пишется в окончании О, а в другом  Е?

- Так о чём же мы сегодня будем говорить на уроке? (Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных)

- Что вам известно о правописании о-ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных?

- Что сегодня на уроке хотите узнать?  (Это есть цель урока)

 

- Пишется ли в окончаниях существительных буква ё? (дополнительный бонус за правильный ответ).

-Успех любого исследования зависит от правильного порядка действий. Как мы называем такой порядок? (Алгоритм).

 

-И в рубрике «Полезные советы» вы – редакторы.

 Задание 2. Перед вами поврежденный алгоритм применения данной орфограммы, попробуйте восстановить последовательность действий, проставив цифры от 1 до 6,.

 

 

Поврежденный алгоритм.

Поставь знак ударения.

Определи часть речи

Прочитай слово.

Подчеркни  щипящий  или Ц.

Выдели окончание.

Сделай вывод.

 

Верный ответ:

5.Поставь знак ударения.

4.Определи часть речи

1.Прочитай слово.

2.Подчеркни щипящий или Ц.

3.Выдели окончание.

6.Сделай вывод.

 

Выступление одной из групп. Остальные учащиеся слушают и сверяют со своими вариантами.

-У кого иначе?

 III. Этап закрепления новых знаний.

 -Следующая рубрика «Точка зрения»,  и вы -  дикторы.

Задание 3.  О или Е

-Пользуясь алгоритмом, грамотно, четко обоснуйте свою точку зрения.

Работаю над чертеж..м, с открытым сердц..м,  разговаривать с продавц..м,  подставить плеч.., быть  врач..м,  под ярким солнц..м, следить за кож..й, открыть ключ..м, выложить кирпич…м, владеть дач…й. 

Каждая группа может прокомментировать по два словосочетания по выбору и получить красные медальки за грамотные ответы.

 Физкультпауза.

Наступило время рекламной паузы - игра «Верю – не верю».  Если верите – хлопаете в ладоши, нет – топаете и веселитесь.

-Знаете ли вы? Что…

  • Суп со свёклой   называется ухой (борщом).
  • Небольшой лес иначе называют – тайгой (рощей).
  • Рисунок, картину, изображающую природу (пейзажем).
  • Границу по-другому называют рубежом.
  • Человека, лечащего людей – продавцом (врачом).
  • Невежливого, грубого человека – невежей.

- Какое орфографическое правило встретилось в словах борщом, рощей, врачом, невежей? Дополнительный бонус группе, первой ответившей на этот вопрос. Каждый из вас сейчас ещё раз прорекламировал свои знания.

Задание 4.  Следующая рубрика «Письмо в газету, а вы - корректоры.  Вот текст письма.  Используя правило, алгоритм, отредактируйте текст, исправьте ошибки в письме Магдалены.

Дорогая редакция!

Недавно я сочинила сказку, но не уверена в знании орфографического правила «О – Е после шипящих в окончаниях имен существительных». Помогите мне.

Жили-были король Ударение и его две дочки – принцесса о и принцесса Е.  Но иногда они выходили из-под королевского контроля: могли быть ударными и безударными. Однажды король Ударение с принцессами отправился в сад.    Королевский сад   охранял сторож Ц, его ничего не раздражало, потому что он был твёрдым и глухим.

          Вдруг принцесса   О увидела маленькую змею и побежала к ней.  Когда это увидел король Ударение, то от страха закричал на дочь:

- Это хорошо, что ты встретилась с ужём.  А, может, надо бежать за врачём?

От страха он побледнел лицом и предложил:

- Принцесса, я накормлю тебя борщом, и ты займёшься своим любимым делом: рисованием карандашём.

А принцесса Е, испугавшись гнева короля, убежала и заплакала.    Король стал уговаривать свою дочь:

-  Не плачь, будь умницой.  Я угощу тебя грушой.

 За этим зрелищем следил сторож Ц.

-Сколько допущено ошибок в письме?

-А как, по – вашему, могла закончиться сказка? И теперь вы – соавторы.

Задание 5. Придумайте концовку сказки, включив в свои предложения слова на изученную на уроке орфограмму.

Следующая рубрика «Контрольная проверка», и вы – эксперты. Это задание от Магдалены.

Задание 6.  Перед вами карточка со словами на изученную орфограмму, вы записываете только буквы О или Е.

Скрипач..м, училищ..м, лиц..м, удач..й,  тираж..м, калач..м, борц..м,  дворц..м, солнц..м, туч..й, круч..й, полотенц..м, чертеж..м, шалаш..м,  шприц..м.

При проверке обязательно обратить внимание на произношение последнего слова.

 Эксперты подводят итоги работы каждой команды.

 

А мы сейчас с Вами проведём конкурс личного первенства «Самый грамотный».

Вам необходимо пройти тестирование с помощью голосовой системы. (см. презентацию)

IV. Этап награждения.

Кубок получает самая грамотная группа______________

Победителями личного первенства стали______________________

 

V. Рефлексия.

Метод «Пять пальцев»

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?

 

 

VI. А сейчас подведем итог урока

-Интересная у нас получилась передача? Кем вы сегодня были, работая в нашей телепередаче?

-Какое правило закрепили, участвуя в   телепередаче «Самый грамотный»?

- Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? 

Спасибо за урок, мне с вами было очень приятно сотрудничать.

 

VII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж его выполнения.

 

Задание 2. Кто быстрее?  Вы – знатоки. За каждый правильный ответ группа получает  зеленую медальку.

Посмотрите внимательно, перед вами слова, распределите их в два столбика. Мудрецом,  полотенцем, свечой, с огурцом, с малышом, за тучей,  перед встречей,  чертежом,  над рощей.

  Сделайте вывод о том, когда после шипящих и Ц пишется в окончаниях О, а когда – Е.

 В окончаниях существительных после________________

Под ударением пишем__________, без ударения__________.

-Представьте научные отчеты. И право мы даем группе, которая первой справилась с заданием.  Остальные внимательно слушают, ваша задача согласиться или   не согласиться с предложенным вариантом, высказать свою точку зрения.

 

Категория: Русский язык | Добавил: ШНГ (20.05.2021) | Автор: Шафоростова Н.Г. E
Просмотров: 135 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск