Вторник, 21.05.2024, 01:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Произведения А.И.Солженицына на уроке русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции

Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризуется новыми подходами к определению целей обучения. Всё шире входит в лексикон понятие «компетенция». Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования.

   Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом, лингвистическом, коммуникативном и социокультурном. Владение языком означает ориентацию на развитие языковой личности. Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности школьников, в их творческой и исследовательской работе над словом. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.

   Коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте. В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, системной организации учебного материала в разделах «Развитие речи» и «Культура речи» на уроках русского языка, особой работы при подготовке к итоговой аттестации, так как именно там проявляется степень сформированности коммуникативной компетенции..

   Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи). Всё это традиционно решается в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся. Задача формирования языковой компетенции успешно реализуется, когда на уроках русского языка используются тексты художественной литературы, которые обладают высоким эмоциональным и нравственным потенциалом.

    Произведения А.И.Солженицына, дающие юному поколению богатую пищу для размышления о доброте, нравственности, стойкости, как и многие другие произведения  русской литературы, могут стать источником дидактического материала для изучения разных разделов русского языка и подготовки к итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

   В методических рекомендациях, данных в Письме Минобрнауки РФ,  предлагается начать изучение творчества  А.И.Солженицына в 5 классе. Есть у писателя цикл миниатюр - «Крохотки», который интересен не только содержанием, но и языком, композиционным построением. Рассказы из этого цикла могут быть использованы на уроках русского языка для текстов диктантов в 5 – 11 классах. В них необычно всё! Удивляют названия некоторых рассказов: «Дыхание», «Отраженье в воде», «Способ двигаться». Наряду с обычными: «Утёнок», «Шарик», «Старое ведро», есть «Крохотки» — совсем без названий. В этих рассказах поражает необычный взгляд писателя на вполне привычные вещи, явления, случаи из жизни, вдруг затронувшие душу художника и подвигнувшие его взяться за перо…

   Удивительно и завершение каждого из этих маленьких рассказов, которое почти неприметно укладывается в последнем абзаце, в предложении или слове. Но цена этим завершениям — необычайно велика, так как они связаны с поступками героев, нравственной оценкой того или иного события.

   Разработанные тексты диктантов по названным рассказам дифференцируются при изучении или закреплении темы: по цели проведения, по структуре текстов, по характеру записи диктуемого, по времени объяснения диктуемого, по осложнённости дополнительным заданием, по степени изменения текста, по восприятию.

     Так, при закреплении темы «Простые и сложные предложения» в 5 классе можно  использовать  графический диктант по тексту «Шарик», целью которого является формирование такого умения языковой компетенции как определение грамматической основы предложения.

При изучении темы «Правописание безударной гласной» используем комментированный диктант по тексту «Костёр и муравьи», предложив ученикам задание: прослушать текст и объяснить правописание  гласных.

   В 6 классе можно предложить текст «Петушье пенье» для объяснительного диктанта. В ходе работы учащиеся должны будут объяснить правописание сложных прилагательных, повторить правописание приставок. В рамках этих диктантов у детей формируются навыки грамотного письма.

   Богатый материал для контрольного диктанта по теме «Деепричастие» в 7 классе можно подобрать, обратившись к рассказу «Матрёнин двор». В качестве грамматического задания предложить: определить тип речи, выделить в тексте обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, и образовать возможные формы причастий и деепричастий от глагола. При изучении темы «Причастие» предлагается учащимся цифровой диктант, направленный на поиск отличительных черт причастий и прилагательных, который составлен по тексту «Колокольня». Эти виды диктантов формируют умения различать причастие и прилагательное, образовывать формы причастий и деепричастий, выделять запятыми деепричастные обороты.

   Для 8 класса при изучении словосочетания можно предложить выборочный диктант по тексту «Старое ведро». В ходе работы учащиеся выписывают по вариантам словосочетания, указывая, чем выражены их компоненты.

   В 9 классе материал для комплексного анализа текста, творческого диктанта, выборочного диктанта можно подобрать, обратившись к миниатюрам «Молния», «Дыхание» или рассказу «Матрёнин двор». Задания названных диктантов и другие виды работ, направленные на формирование коммуникативной компетенции, связаны с поиском изученных орфограмм, обоснованием их выбора и умением связно и логично излагать свои мысли в письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами.

   Таким образом, разнообразные виды диктантов по произведениям А.И.Солженицына, используемые на уроках русского языка, являются одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетенции. Высокоидейное содержание текстов диктантов создаёт базу для формирования общекультурной компетенции, которая позволяет ученику стать толерантной личностью, успешно адаптироваться в социуме.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ШНГ (28.03.2013)
Просмотров: 1360 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск