Пятница, 17.05.2024, 18:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Каталог статей

Главная » Статьи » Разработки уроков » Литература

Юмор и сатира в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» (7 класс, конспект урока)

Тема урока: Юмор и сатира  в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»

Цель урока: Формировать умение анализировать литературное произведение; учить быть

                      внимательными к слову,  выявлять приёмы создания комического; развивать

                      навыки выразительного чтения; воспитывать чувство самоуважения и

                        собственного достоинства.

Тип урока: Урок-исследование.

Методические приёмы: работа со статьёй учебника о жизни и творчестве А.П.Чехова, подготовленное чтение по ролям рассказа «Хамелеон», мини-исследование, приёмы РКМ (технологии развития критического мыщления), презентация для проверки знаний (программа Mouse Mischief ), презентация к уроку

 

 

 «А.П. Чехов – один из самых чудесных писателей на земле»
                                       А.А.Фадеев

               Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…

                                                                                                                        А.П.Чехов

Ход урока

1. Организационный момент (слайд №1)

С каким настроением вы пришли на урок? Поднимите сигнальные карточки:
красная страх, нежелание идти на урок.
желтая апатия, безразличие, вялость,
зеленая стремление узнать что-то новое, интересное, нужное

Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сотворим урок.


2. Проверка домашнего задания  (тестирование  по программе Mouse Mischief )

??? Нравится ли вам читать рассказы А. П.Чехова? Чем они вас привлекают?

??? Какие литературоведческие понятия указывают на смех  в рассказах Чехова? (слайд №2)

 

 

 

При обсуждении понятий Юмор и сатира  используем  диаграмму Вена.

 

3. Сообщение темы и цели урока

Вы уже познакомились с рассказом  "Хамелеон". А  сегодня на уроке мы с вами должны провести небольшое исследование и в ходе анализа попытаться раскрыть понятия  «юмор» и «сатира» в данном  произведении. Но для начала давайте выясним..          

??? Кто является героями нашего произведения? Как вы думаете, почему у них такие фамилии? Какие ассоциации возникают у нас, когда мы их слышим? (слайд №3)

Хрюкин – свинья, хам, невежа.

Очумелов – чумной, одуревший.

Следовательно, Чехов использует приём Говорящих фамилий, характеризуя ими своих героев.

4. Проверка опережающего задания  (каждая группа получала карточку и проводила свое небольшое исследование. Сейчас мы проверим эту работу) (слайд №4)

Группа№1

Найдите говорящие детали в рассказе. Какую роль они выполняют? (Двойченкова)

При обсуждении работы этой группы обращается внимание на такие детали, как новая шинель Очумелова, узелок в его руках, решето с конфискованным крыжовником в руках городничего.

-Почему фраза «конфискованный крыжовник» звучит комично? Давайте прочитаем толкование слова Конфисковать (Конфисковать – принудительно и безвозмездно изъять деньги или имущество частного лица  (В пользу государства)

-Как вы думаете, в пользу ли государства конфискован крыжовник? Обратите внимание на несовместимость слов разных стилей.

- Судя по поспевшему крыжовнику, на дворе лето. Почему же Очумелов не расстаётся со своей шинелью? Ему ведь, наверное, жарко. (Шинель для него – символ власти. Пока на нём шинель, да ещё и новая, он чувствует себя всемогущим. А вот без шинели он – никто, полное ничтожество. Отними у Очумелова шинель, форменную одежду – кто признает за ним право распоряжаться, командовать, конфисковывать). Особый комизм создаётся сочетанием новой шинели и узелка в руке. Как вы думаете, что в этом узелке? Наверное, тоже что-нибудь конфискованное далеко не в пользу государства.

 Группа№2

Найдите описание внешности героев. Что подчеркивает Чехов этим описанием?  (Окружко)

Портретные зарисовки даны всего лишь несколькими штрихами, но очень яркими и колоритными. Ситцевая крахмальная рубаха и расстёгнутая жилетка только дополняют полупьяное лицо золотых дел мастера Хрюкина. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – «Вышеописанный человек». Перед нами привычный обыватель, который ничего интересного из себя не представляет, но претендует на нечто изысканное. (Работа над словом Обыватель. Обыватель – человек, живущий мелкими, личными интересами) Поднятый вверх палец, который «имеет вид знамения победы», тоже придает внешности Хрюкина особый комизм.

Внешность Очумелова почти не описана. Но одна фраза в конце рассказа о многом говорит. Обратите внимание, когда исчезает начальственная строгость и его лицо «заливается улыбкой умиления»?

 Что этим Чехов хочет подчеркнуть? Генерала и его братца нет на месте происшествия, зато есть Ихняя собака, и, стало быть, она заслуживает такого же почтительного обращения.

Группа№3

Как Чехов описывает нам движение Очумелова? Какие глаголы, выражения он при этом использует? (Вербовец)

В начале рассказа Очумелов «идет», затем «врезывается в толпу», понимая, что пришло время продемонстрировать свою власть, а в конце рассказа «продолжает свой путь», снова надевая на себя маску важности. Используемые автором синонимические конструкции подчеркивают высокомерие, зазнайство, показную важность полицейского, как бы дополняя грозный вид, который придаёт ему новая шинель. Он доволен собой и не чувствует ни малейшего смущения.

Группа№4

Проследите за тем,  как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь? (Ларина)

Обсуждая выводы, сделанные учениками, подчеркиваем неоконченность синтаксических конструкций: «По какому это случаю тут?.. Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?», использование автором разностильной лексики: «Пора обратить внимание на Подобных господ, не желающих подчиняться Постановлениям! Как оштрафую его, Мерзавца…» С одной стороны, мы слышим в его речи слова официально-делового стиля, с другой – резкую грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!» Грубое хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает нам, что власть нужна ему только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом он остается подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами.

Группа№5

Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь? (Никитина)

Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью(«Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа.

Музыкальная физкультминутка для глаз «Цветик-семицветик» (слайд №5-18)

5. Работает  весь класс

Заметили ли вы, что  происходит с Очумеловым, когда он пытается разобраться в сложившейся ситуации? 

От чего оно зависит?

Сколько раз Очумелов меняет своё мнение? С чем это связано? Ответы на эти вопросы мы найдём с вами в ходе нашего мини -  исследования по тексту  (чтение фрагмента подготовленными учениками) (слайд №19)

(Приём «Фишбоун»)   Изображаем рыбий скелет» :  в голове помещаем проблемный  вопрос «Чья собака?».

 На верхних «косточках» скелета запишем, используя цветные ручки,  мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.


В процессе работы обучающиеся отмечают шесть мнений-ответов на центральный вопрос, зафиксированный «в голове», и столько же решений Очумелова (например, 1 :  «Я покажу вам, как собак распускать!» - «…истребить надо! Немедля!» - и так далее).

??? Сколько раз меняет своё мнение Очумелов?

??? В связи с чем это происходит?

??? Какими мы называем таких людей? (лицемерными, угодливыми …)

 

???Так почему же рассказ назван «Хамелеон»?

???Несет ли в себе название рассказа идейный смысл?

??? Кого мы можем назвать хамелеоном?

 

 

6. Итог урока

Перед вами решето с конфискованным крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с тремя недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались.
Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие.

На доске перед вами дерево совести.

Возьмите у себя на партах  листочках с теми качества, которые должны быть с вами всегда.
Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим, честность, высокомерие, порядочность, неравнодушие, взаимопомощь.
Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.

 

-- Сейчас я попрошу вас дать личностную оценку деятельности на уроке
 (Приём «Хайку».  Цель этого приёма – осмыслить свою деятельность на уроке и дать личностную оценку)

1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то

2. Где и что делал (место и действие)

3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)

Пример:

            Я был зрителем,

            Наблюдавшим за Очумеловым.

            Противно!

 

            Я был исследователем,

            Выяснявшим, каков главный герой.

            Интересно.

 

            Я видел Очумелова,

            Менявшего часто своё мнение.

            Ужасно!

 

Чтобы вырасти и стать настоящим человеком, нужно уже сейчас задумываться о своих поступках, выбирать, каким быть? Жить, как Очумелов, … или…иметь свое мнение? Думайте! Размышляйте!

 

7. Домашнее задание  (слайд №20)

Написать сочинение

    1. «Случаи хамелеонства в нашей жизни».

    2. «Что мне нравится в себе?»

    3. «Рассказ Хрюкина о произошедшем своим приятелям».

 Презентация к уроку

Категория: Литература | Добавил: ШНГ (10.04.2013)
Просмотров: 12500 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.6/7
Всего комментариев: 1
1 Travelerket  
0
Thanks with regard to giving these kinds of substantial subject matter. Visit also my own internet site.

https://www.mistralbg.com/pochivki-turcia/antalia-belek почивки в турция през юли

ptmis+

Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск