Пятница, 17.05.2024, 04:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Каталог статей

Главная » Статьи » Разработки уроков » Русский язык

Имена существительные собственные и нарицательные (5 класс, конспект урока)

Тема урока: Имена  существительные собственные и нарицательные

 

Цель урока: формирование умения распознавать и употреблять в речи  категории собственных и нарицательных существительных по признакам значения и написания.

 

Задачи:

личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: формирование умения планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, давать самооценку  учебной деятельности;

познавательные: создать условия для развития умения анализировать и разграничивать собственные и нарицательные имена существительные с целью грамотного орфографического и пунктуационного оформления записи данных слов; развивать умение соотносить значение слова и его принадлежность к определенной группе; переводить информацию изобразительную в словесную;

 коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, учиться  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формирование речевой компетенции учащихся, умения классифицировать слова, решать проблемные задачи; обеспечить  развитие монологической и диалогической речи.

 

Предполагаемый результат:

Научиться определять принадлежность имени существительного к той или иной категории (собственное или нарицательное), развивать орфографическую зоркость и навыки пунктуационного оформления записи имен собственных (использование кавычек), активно включать данные категории слов в устную и письменную речь.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация, сигнальные карточки

 

Ход урока

 

I Организационно-мотивационный этап. Психологический настрой учащихся

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Садитесь.

На столах у вас лежат сигналы настроения: яркое солнышко, облако с солнышком   и хмурая тучка.  Покажите с помощью сигналов,  с каким настроением  вы начинаете работать…

Мы с вами сегодня отправляемся в путешествие в страну «Морфология»  и посетим 2 города.  Какие это города, мы с вами определим позже…

II. Первая наша     станция «Проверяйка»

На этой станции мы повторим теорию.

 

III.  Добывание и творческое применение знаний путем решения проблемных задач.

 

А) Постановка проблемы

Клава Ошибкина  выполнила домашнее задание. Ей так хочется получить пятерку. Давайте ей поможем, ребята.

???Каких знаний не хватает Клаве?

  Объяснение написания одинаковых слов в данном  предложении

  «Наш шарик поймал воздушный шарик».

??? В чем отличие этих существительных?

??? Как их необходимо написать?

 

Б) Формулирование  темы и цели  урока учащимися

???Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно будет найти ответы?

??? Какие два города мы сегодня посетим?

Правильно, мы сегодня посетим с вами 2 города.

Запись темы на доске: Имена  существительные собственные и нарицательные.

В)  станция «Наблюдайка»

(разработка кластеров в ходе просмотра видеоурока)

??? Какие существительные называются нарицательными?

??? Собственными?

Г)  Проверка кластеров

??? Что называют собственные имена существительные?

???Что вы можете сказать о правописании собственных имен существительных?

 

  IV. Актуализация знаний станция «Закрепляйка»

 

А) Словарный диктант с последующей взаимопроверкой

  Г..зета (С,с)ельская новь, т.плоход (украина), по..т (сергей есенин), остр..ва (норвегии), р..ман (острв сокровищ), (А,а)тлантический (о,а)к..ан, к..нфеты(белочка), (В,в)еликая (О,о)течественная война, г..род (аркадак).

 

 

Б) объяснительный диктант (самостоятельно в тетрадях) с последующей взаимопроверкой + работа с интерактивным тренажером « Магический квадрат»

 

  В каждом городе есть своя главная улица. В (П,п)етербурге главная улица – (Н,н)евский проспект. Она получила свое название от реки (Н,н)евы. В (В,в)олгограде – (А,а)ллея (Г,г)ероев. В (А,а)ркадаке- это улица (Л,л)енина».

 

V. станция «Отдыхайка»  Динамическая пауза

 А сейчас, ребята, попрошу вас встать. Зарядку выполним следующим образом.  Если вы услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы, то наклонитесь вперёд, услышав слово, которое надо писать с большой буквы, прогнитесь назад, соединив руки.

Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Борисов, Семёнова, Таня, тетрадь, Оля.

VI.            станция «Прочитайка»  Работа по учебнику

 (упр 483) коллективно

Задание:

- Прочитайте текст

- Что из истории вам известно об этом событии?

- Назовите имена собственные и докажите.

Почему слово «Родина» написано с большой  буквы? Почему это слово можно написать двояко? К какому источнику мы можем обратиться, чтобы узнать, почему в одном случае слово Родина пишется с заглавной, а в другом с прописной?

Приведите доказательства. Сделайте вывод.

       Дополнительная информация  (Работа со статьей из словаря С.Ожегова и поиск информации в  Интернете)

а) Отечество, родная страна;

б) Место рождения, происхождения.

 

- Постройте схему последнего предложения.

 

VII.  станция «Думайка 

Самостоятельная работа по группам

1гр-

2гр-

3гр-

  Индивидуально – онлайн - тестирование

 

VIII.  cтанция «Стирайка» (Чистая доска)  Подведение итогов.

 

???Какие существительные называются собственными?

???Какие существительные называются нарицательными?

???Что называют собственные имена существительные?

???Что вы можете сказать о правописании собственных имен существительных?

???Где нам может пригодиться знание данной темы?

 

Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

 

На уроке мне было…, Потому что….               Особенно …

??? Покажите с помощью сигналов настроения, понравился ли вам урок и довольны ли вы своей работой ( наполним нашу корзину цветами) Красный цветок  (легко, интересно),
Зелёный  (немного трудно, но интересно),
Жёлтый  (трудно и непонятно).

  Я довольна вашей работой на уроке, я желаю вам всем дальнейших успехов и только солнечного настроения!

 

IX.Домашнее задание:  п.92, творческое задание (Написать 7-8 имен собственных, являющихся названием улиц, магазинов и  других учреждений нашего  посёлка).

 

Категория: Русский язык | Добавил: ШНГ (11.04.2013)
Просмотров: 7634 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Елена  
0
Bynthtcyfz pflevrf ehjrf? cgfcb,j

Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск